Александровская слобода известна с середины XIV века. Она находилась на месте современного города Александрова. Первым на бывшее владение братьев Александра и Алексея Старковых обратил внимание великий московский князь Василий III, отец Ивана IV. Он превратил это место в свою загородную резиденцию и приезжал сюда, чтобы поохотиться и отдохнуть. В 1513 г. здесь был построен царский дворец и Слобода стала одной из лучших загородных великокняжеских резиденций.
Иван Васильевич часто бывал здесь еще в младенческие годы. После смерти Василия III Слободой владела мать Ивана, Елена Глинская, а после нее – сам Иван Грозный.
В 1564 г. царь Иван IV заподозрил заговор среди бояр и решил покинуть Москву, чтобы избежать интриг.
3 декабря 1564 г. Иоанн Васильевич, взяв с собой царицу Марью Темрюковну, царевичей, многих бояр и дворян с семьями, вооруженную стражу, всю казну, библиотеку и дворцовые святыни, поехал в Александровскую слободу.
В Москве начались народные волнения, возмущенный «посадский люд» вынудил бояр ехать к царю с просьбой вернуться и «вершить дело государево».
Царь же послал в Москву две грамоты. В первой, адресованной духовенству и Боярской думе, он сообщал об отказе от царской власти из-за измены бояр и просил выделить ему особый удел, опричнину. Само это понятие не несло в принципе ничего худого и происходило от корня «опричъ», что означало «вдовий удел», который выделялся семье умершего князя на прокормление.
Во втором же послании царь обращался к посадскому люду столицы, сообщая о своем решении и добавляя, что к простым горожанам у него претензий нет.
Повеление царя было выполнено. В опричнину вошли самые лучшие и стратегически важные земли, на которых Иван Васильевич получил право на ничем не ограниченную власть.
Так почти на два десятка лет Александровская слобода стала негласной столицей русского государства.
Из Александровской слободы Иван Грозный вознамерился сделать неприступную крепость: он, по словам немецкого путешественника Генриха фон Штадена, обложил стены крепости «снаружи поверх бревен кирпичом от земли до стрельниц», а свои палаты обнес специальным валом и рвом. Охрана территории была усилена: без специального пропуска попасть сюда было просто невозможно.
Несмотря на это, слобода все равно развивалась: там сходились все нити государственного управления. Появилась своя улица для чиновников, своя – для купцов, отдельная – для опричников.
Уклад жизни в Александровской слободе строился на основе строго устава, напоминавшего монастырский. Слобода превратилась в некий прообраз государства-монастыря, который виделся царю идеальной организацией земной жизни русского православного народа.
Все опричники были облачены в похожее на монашеское одеяние. Сам царь, исполнял игуменские обязанности, пел на клиросе и созывал колокольным звоном к заутрене, иногда даже принимал участие в сочинительстве церковной музыки.
В 1565 г. в Александровской слободе были образованы Боярская дума, Разрядный, Розыскной, Посольский и Разбойный приказы.
Превратив Александровскую слободу в свою фактическую столицу, царь тем не менее не терял связи с Москвой. Но именно из Слободы уходил он в свои многочисленные военные походы, в том числе на подавление Новгорода, Клина и Твери. Сюда привозил военные трофеи, часть из которых можно увидеть и сейчас.
Именно здесь царь начал налаживать первые после многовековой изоляции международные отношения, заключать важные торговые и политические договоры, принимать посольства европейских держав. В Александровском кремле бывало много иностранцев: послы из Швеции, Дании, Австрии, Англии, Речи Посполитой. В Слободе он продолжал вести и обширную переписку.
Слобода стала не только главным местом для всех переговоров, которые вел Иван Грозный, а также, по воспоминаниям английского путешественника Флетчера, самым богатым городом Руси.
«Слобода сделалась городом, украшенная церквами, домами, лавками каменными», – писал историк Николай Карамзин.
В Александровскую слободу вслед за государем приехали лучшие зодчие, иконописцы, музыканты. При дворе был создан прообраз первой консерватории. Сам государь пробовал себя как композитор, известны созданные им стихиры под названием «Творение царя Ивана».
Есть основания полагать, что в здесь находилась и легендарная «либерия» – пропавшая библиотека Грозного.
При Государевом дворе работала книгописная мастерская, в которой появился на свет Лицевой летописный свод.
Сюда же была перевезена первая типография, где работали ученики первопечатника Ивана Федорова – Андроник Тимофеев и Никифор Тарасиев, напечатавшие в ней множество книг. Андроник Тимофеев напечатал в резиденции «Псалтырь Слободскую».
Сооружения Александровского кремля представляют большую историческую ценность. Покровская церковь с трапезной палатой и колокольней (1510-е гг.) – дворцовый храм Ивана Грозного. Здание стоит на высокой подклети и сохраняет все черты традиционной русской дворцовой архитектуры. Под храмом – огромные подвалы с низкими сводами и необычной формы окнами, выходящими наружу. Такие помещения, по мнению некоторых исследователей, говорят об элитарности постройки.
В Троицком храме на клиросе читал и пел сам Иван Васильевич. Но самое интересное, что в соборе сохранился уникальный артефакт XIV века. Это южные святые врата, именуемые Васильевскими. В качестве военного трофея были привезены после похода на Новгород (1569-1570 гг.). Они были изготовлены в 1335–1336 гг. для собора Святой Софии в Великом Новгороде по заказу местного архиепископа Василия Калики. Высота врат – 3,2 метра, общая ширина – 1,3 метра. Всего в отделке использовано 27 пластин. Причем один из рядов пришлось удалить, так как размеры дверного проема Троицкого собора были меньше, чем у Софийского.
Западные врата (XIV век) при схожих обстоятельствах прибыли из Твери. Их Иван Васильевич снял с тверского Свято-Преображенского собора во время опричного похода в том же 1569 году.
Примечательно, что в Александровской слободе царь выбирал себе третью невесту. После скоропостижной кончины второй жены Марии Темрюковны, умершей здесь же, в резиденции, вероятно, от отравления, Грозный вновь пожелал жениться. Он не стал искать жену за рубежом, а велел переписать дворянских девок-невест по всей стране. В Александровскую слободу были свезены 2000 невест. На смотринах отобрали сначала 24, а затем 12 самых красивых и расторопных девиц. Выбор царя пал на Марфу Собакину. Возможно, он был продиктован и хорошими отношениями с Малютой Скуратовым. Марфа была его родственницей. При помощи столь выгодного брака Скуратов стал родственником Грозного, что серьезно подняло его статус.
Однако, после обручения, новая царица скоропостижно скончалась.
Осенью 1581 г. в Александровской слободе произошли трагические события, после которых царь покинул свою резиденцию.
К тому периоду некоторые особенности характера царя усугубились еще больше: он отличался крайней подозрительностью и вспыльчивостью.
Его сын царевич Иван своими поступками во многом походил на отца, бывал несправедлив и жесток. Некоторые историки отмечают, что в народе все же начинали оказывать царевичу предпочтение перед его отцом. Это раздражало Грозного.
Иван IV особенно переживал в то время неудачи в войне со Стефаном Баторием, осаждавшим Псков. Царевич стал укорять отца за готовность заключить с Баторием унизительный договор. Он называл это трусостью и требовал выручать Псков. Не терпевший возражений царь не только не прислушался к совету сына, но заподозрил его в сговоре с боярами. Не сдержав гнева, он стал избивать сына посохом. Это одна из версий того, что послужило причиной убийства государем собственного сына – наследника престола.
Существует и другая версия, по которой ссора между отцом и сыном носила сугубо семейный характер.
Известно, что по воле отца царевич Иван был женат трижды. Первые две его жены, Евдокия Сабурова и Феодосия Соловая, были пострижены в монахини. А третья жена, Елена Ивановна Шереметьева, на момент трагедии в Александровской слободе, должна была скоро стать матерью.
Посетив ноябрьским утром 1581 г. дворцовые палаты сына, Грозный застал свою сноху не одетой, как должно. По тогдашним обычаям, облачение знатной женщины должно было состоять не менее, чем из трех одежд. Между тем царская сноха была лишь в одной рубахе. Грозный возмутился этим небрежением и избил ее. Ночью несчастная мать родила мертвого ребенка. Царевич, заступаясь за жену, стал упрекать отца за случившееся. Царь не стерпел упрека и в гневе поднял на сына посох. Бывший там же Борис Годунов пытался заслонить царевича. Удары палки обрушились на него, и он упал израненный. Грозный продолжил избивать сына, пока железный конец посоха не пришелся царевичу в висок.
Опомнившись от гнева, царь был потрясен содеянным.
Историк Н. Н. Карамзин так описывает его состояние: «Побледнев от ужаса, в трепете, в исступлении он воскликнул: «Я убил сына» и кинулся обнимать, целовать его, удерживал кровь, текущую из глубокой раны, плакал, рыдал, звал лекарей, молил бога о милосердии, а сына о прощении». Царевич «… жил четыре дня и скончался 19 ноября в ужасной слободе Александровской».
Иван Грозный пытался спасти жизнь сына. По велению царя дворцовые врачи, знахари и юродивый старец, сменяя друг друга, пытались исцелить умиравшего. Но царевич был обречен.
Царь лично сопровождал гроб с телом сына в Москву. Похороны состоялись в Кремле в Архангельском соборе.
Воспоминания о трагедии в Александровской слободе не переставали мучить Грозного до конца жизни. Он делал вклады в местные монастыри на поминание близких ему людей. И самый крупный вклад он сделал в память сына. Сохранились сведения, позволяющие сравнить размеры царских вкладов: по дочерям Анне и Марье – 400 рублей, по жене Анастасии – 1000 рублей, по брату Юрию – 1000 рублей, по царице Марье Темрюковне – 1500, по Марфе Собакиной – 700, по Анне Васильчиковой – 600 и, наконец, по царевичу Ивану – 5000 рублей.
После гибели сына Иван Грозный навсегда покинул Александровскую слободу.
Спустя триста лет страшная сцена сыноубийства была увековечена Ильей Репиным в картине «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Произведение это вскоре стало известно всему миру.
Блестящие и страшные страницы российской истории, неотделимые от Александровской слободы, отразились в русских летописях, исторических песнях, записках иностранцев, в произведениях русской литературы (А. К. Толстой «Князь Серебряный», Д. В. Аверскиев «Слобода – неволя»), музыки (опера Н. А. Римского-Корсакова «Царская невеста») и живописи XIX века (И. Е. Репин, В. Г. Шварц, В. М. Васнецов).
Сегодня в Александровском районе установлено два памятника Ивану Грозному – в Александрове на берегу реки Серой (2019 г.) и в селе Ирково (2017 г.; бюст царя установили на месте царского богомолья).
Сейчас на территории бывшего кремля в Александровне находится «Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Александровская слобода».
Боханов А. Н. Царь Иоанн IV Грозный. – М. : Вече, 2021. – С. 214-217.
Российский царский и императорский дом : [очерки о жизни и деятельности русских царей и императоров / подгот.: В. П. Бутромеев, В. В. Бутромеев]. – М. : Олма Медиа Групп, 2011. – С. 21-23.
Известков А. Как Грозный превратил слободу в столицу / Александр Известков // Владимирские ведомости. – 2021. – № 73 (20 мая). – С. 7.
Ковалев Г. Е. Библиотека Ивана Грозного и Александровский кремль. – 2002. – С. 22-23.
Интересное о крае. Люди, история, жизнь, природа Земли Владимиркой / сост. Н. С. Софронов. Ярославль : Верхне-Волжское книжное издательство, 1973. – С. 105-107.