Из 48 предприятий, воздвигнутых в городе за годы советской власти, Владимирский тракторный завод (ВТЗ) был одним из крупнейших. Завод начал строиться в 1943 году в соответствии с постановлением Центрального Комитета ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров СССР от 28 февраля 1943 года. Местом строительства был выбран район за старой Юрьевской заставой. Стройка была объявлена ударной. Новый строящийся завод испытал на себе все беды войны. Но уже в июле 1944 года были собраны первые пять тракторов «Универсал» из деталей, привезенных с Кировского завода в марте того же года из освобожденного Ленинграда.
Днем рождения завода считается 24 апреля 1945 года. В этот день закончилось строительство первой очереди завода. С главного конвейера сошел 500-й трактор. Но строительство завода продолжалось. После войны срочно нужны были стальные машины для подъема сельского хозяйства.
За успешную работу в феврале 1948 года заводу было присуждено первое место во Всесоюзном социалистическом соревновании. А в сентябре решением Совета Министров СССР заводу было присвоено имя видного в то время деятеля коммунистической партии А. А. Жданова. Это имя завод носил вплоть до 1989 года.
В 1948 году ВТЗ выпустил уже 10000-й трактор, а к 1949 году завод вышел на свою проектную мощность. 22 декабря 1949 года была досрочно пущена вторая очередь завода.
Вместе с заводом рос и район. Целая улица получила название в честь завода – Тракторная. Строились общежития и дома для рабочих, появились своя больница и Дом культуры, дом отдыха и детский летний лагерь.
С 1950-х гг. при ВТЗ была своя футбольная команда «Трактор» (сейчас – футбольный клуб «Торпедо»).
Для подготовки молодых специалистов еще в 1944 году был открыт Тракторный техникум (ныне – Владимирский политехнический колледж).
С 1945 по 1970 гг. для колхозов и совхозов страны завод изготовил почти 406 тысяч тракторов. Продукция ВТЗ экспортировалась более чем в 60 стран мира.
Трактор «Универсал» завод выпускал в течение 10 лет. В 1955 году была начата работа по созданию трактора ДТ-24 с новым дизельным двигателем; затем разработали машину ДТ-28. В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе трактору ДТ-28 была присуждена первая премия и Большая золотая медаль. В 1959 году завод освоил производство двигателей Д-30 с воздушным охлаждением.
В 1966 году за успехи, достигнутые в выполнении заданий семилетнего плана, завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а в 1976 году – орденом Октябрьской Революции.
С января 1971 года ВТЗ приступил к выпуску деталей и узлов трактора Т-25, а в 1973 году уже создается модернизированный трактор Т-25АI.
В 1977 году группе работников предприятия за разработку конструкций ряда универсальных дизелей с воздушным охлаждением и организацию поточно-массового производства было присвоено звание лауреатов Государственной премии СССР.
В 1980 году Владимирский тракторный завод был награжден премией «Золотой Меркурий» за развитие национальной экономики и международных отношений.
В 1988 году на заводе выпустили миллионный трактор и четырехмиллионный двигатель.
В 1990-е годы завод пережил, но работал с убытком. Задолженности по зарплате были хроническими, штаты сокращались ежегодно. Были проданы многие объекты социальной инфраструктуры и пустующие корпуса.
Тем не менее, в 1996 году были выпущены первые тракторы серии ВТЗ-2000, а также трактор Т-45, специально приспособленный для работы в теплицах.
А в конце 1990-х годов, несмотря на большие трудности, завод начал осваивать современный модельный ряд. В декабре 1998 года состоялась презентация самоходного шасси ВТЗ-30СШ (когда мотор сзади, а кузов или другое оборудование перед кабиной).
На смену модели Т-25 был подготовлен Т-2027. Трактор Т-30А и его модификации сменило семейство Т-2032, а семейство Т-45 с 2001 года сменили тракторы Т-2048А. Завод освоил производство моделей Т-2427, Т-2432, а также мощного полноприводного Т-2063АС «Турбо-99».
В 2001 году экспериментальным цехом собран первый вильчатый погрузчик ВТЗ-30СШ-ПВ.
Летом 2003 года в связи с изменением состава акционеров ОАО «Владимирский тракторный завод» было реорганизовано в ОАО «Владимирский моторо-тракторный завод» (ВМТЗ).
В 2004 году были собраны новые тракторы Т-50, Т-85 и коммунальная машина ВТЗ-30СШ-КО, отличающиеся более современным дизайном. В январе 2005 года с конвейера сходит тысячное самоходное шасси производства ВМТЗ.
В 2005 году завод вошел в концерн «Тракторные заводы». Продукция завода участвовала на международных выставках и ярмарках.
Филиалом ВМТЗ являлся агрегатный завод в поселке Никологоры, в состав производственного объединения «Владимирский тракторный завод» ранее также входили агрегатный завод в поселке Колокша, Владимирский механосборочный завод и завод специнструмента и технологической оснастки (ВЗИТО).
В 2012 году на производственных площадях Владимирского моторо-тракторного завода в партнерстве с финской компанией Sampo-Rosenlew выпускались зерноуборочные комбайны серии «Агромаш 5000». Было произведено всего 12 единиц, которые отправили в Татарстан.
Основным видом продукции в последние годы работы завода были коммунальные и сельскохозяйственные тракторы различных модификаций, погрузчики, дизельные двигатели мощностью от 25 до 75 лошадиных сил, самоходные шасси, навесное оборудование и т. д.
Осенью 2017 года активы концерна «Тракторные заводы» были переданы государственной корпорации Ростех, представители которого зафиксировали крайне тяжелое положение Владимирского моторо-тракторного завода.
30 ноября 2017 года рабочие ВМТЗ были трудоустроены переводом в чебоксарский «Промтрактор» и выведены в простой. 20 июля 2018 года весь штат завода в 300 сотрудников был сокращен.
Легендарный Владимирский тракторный завод прекратил свое существование. В сентябре 2021 года решением Арбитражного суда Владимирской области была окончательно завершена процедура банкротства предприятия, а ООО «Владимирский моторо-тракторный завод (ВМТЗ)» внесено в соответствующий государственный реестр как ликвидированное предприятие.
На пути созидания : Акционерное общество «Владимирский тракторный завод» : [сб. статей]. – Владимир : РЕКО, 2000. – 139 c.
Скворцов А. И. Владимир : путеводитель-справочник. – Ярославль : Верхне-Волжское книжное издательство, 1984. – 303 с.
«Владимирскому моторо-тракторному заводу» списали 70 миллиардов долгов. – Текст: электронный // Медиапроект «Чеснок» : [сайт]. – URL: https://chesnok.media/2021/09/27/vladimirskomu-motoro-traktornomu-zavodu-spisali-70-milliardov-dolgov/ (12.01.2023).