(1862 г.)
был открыт для движения участок железной дороги от Владимира до Нижнего Новгорода
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Железная дорога Владимирской области
Владимирский железнодорожный вокзал
Источник: Днесь светло красуется : Владимир в старой открытке / [сост. В. П. Машковцев и др.]. Владимир : Посад, 1993. С. 140.

Горьковская магистраль – одна из старейших железных дорог России. Она ведет свое начало от Московско-Нижегородской дороги, построенной в 1862 г. Московско-Нижегородская железная дорога проходила по территориям Московской, Владимирской, Нижегородской губерний, связывала Центр России с Поволжьем и восточными районами страны, играла важную роль в снабжении Москвы сельскохозяйственными продуктами, а также в доставке товаров на Нижегородскую ярмарку. Основные линии: Москва – Владимир (движение открыто в 1861 г.), Владимир – Нижний Новгород (1862 г.). Протяжённость на 1862 г. – 410 верст (одноколейный путь существовал до 1875 г.).

Первые проекты строительства Нижегородской железной дороги относятся к 30-м гг. XIX в. Однако, вопрос о прокладке железной дороги был решён окончательно в 1857 г.

Строительные работы начались на участке Москва – Владимир в мае 1858 г.; на линии Владимир – Нижний Новгород к работам приступили весной 1859 г. На строительство привлекались вольнонаемные рабочие и по принудительному найму крестьяне из прилегающих губерний. Трасса дороги прокладывалась среди глухого леса и пересекала множество торфяных болот. Все работы выполнялись ручным способом при помощи деревянных лопат с железными насадками, тачек с катальными досками, да грабарками с конной тягой для перевозки грунта на далекое расстояние. От тяжелого труда, скудной оплаты и плохой еды нередко возникали и волнения рабочих. А следствием частых волнений рабочих при постройке железной дороги стало увеличение полицейского штата на линии работ и учреждение особой жандармской команды – «для удержания рабочих в повиновении».

При строительстве железной дороги были возведены искусственные сооружения, в том числе Городищевский, Ковровский и Галичский мосты. Построены 26 железнодорожных станций, депо, вокзалы, шпалопропиточный завод, железнодорожные мастерские (наиболее технически оснащённые в Коврове), жилые дома для служащих и рабочих: работали библиотеки, больницы. Подготовка кадров велась в училищах (в Коврове и Нижнем Новгороде).

Город Ковров. Красный мост
Источник: Энциклопедия открыток с видами городов и населенных пунктов Владимирской губернии до 1918 года / Машковцев В. П. Владимир : [б.и.], 2011. С. 230.

В истории известно много случаев, когда возникали конфликтные ситуации из-за отчуждения частных земель под строительство железной дороги и отсутствия за это денежной компенсации, а также споры между фабрикантами о близости магистрали к частным мануфактурам. Так, например, развернулась острая борьба между Богородскими, Зуевскими и Никольскими-Морозовыми, которые имели в этих местах свои ткацкие мануфактуры. Где проходить дороге – через Богородск, Зуево или Орехово? Победили Никольские-Морозовы, дав строителям соответствующую взятку, и железнодорожное полотно прошло в первую очередь через Орехово.

19 марта 1861 г. состоялось прибытие первого поезда во Владимир. Прибыл он из Москвы. Тогда только что построенный участок железной дороги Москва-Владимир еще не был официально открыт. И всё же по нему решили пустить экстренный состав для доставки во Владимирскую губернию долгожданного «Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости».

14 июня 1861 г. состоялось официальное открытие участка железной дороги Москва-Владимир на протяжении 177 верст. В этот день в Москву был отправлен пассажирский поезд, состоявший из четырёх вагонов и десяти платформ. Однако, по сведениям из истории железной дороги, этот поезд в пути потерпел крушение, так как дорога не была полностью готова к эксплуатации.

А еще год спустя — с 1 августа 1862 г. — поезда из Москвы шли через Владимир уже до Нижнего Новгорода.

В 1878 г. были уложены вторые пути на участке Москва – Владимир (237 верст), в 1892 г. – до Нижнего Новгорода. В 1888 г. в подвижном составе эксплуатировались 3623 товарных и 268 пассажирских вагонов.

23 августа 1893 г. по пути из Нижнего Новгорода в Петербург город Владимир единственный раз в жизни посетил Владимир Ленин для конспиративной встречи с марксистом Николаем Федосеевым. Встреча так и не состоялась. На доме, в котором планировалась встреча, позднее была размещена надпись: «Здесь был В. И. Ленин, приезжавший для встречи с Н.Е. Федосеевым». Дом не сохранился. Он был снесен за ветхостью в 1925 г. На месте дома, где побывал Ленин, была установлена стела 22 апреля 1970 г. к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина.

До 1894 г. дорога принадлежала Главному обществу железных дорог. В 1893–1895 гг. Московско-Нижегородская железная дорога объединена с Московско-Курской железной дорогой и Муромской железной дорогой.

В мае 1918 г. дорога передана в ведение НКПС (Народный комиссариат путей сообщения СССР).

Согласно статистике, в 20-х гг. XX века по железной дороге Владимир отправлял меньше, чем получал. Особенно сильное превышение ввоза над вывозом наблюдалось в отношении хлебных грузов. Главные предметы вывоза: строительные материалы (кирпич, цемент) и хлебные продукты, а ввоза: хлебные грузы, продукты лесоводства и минерального топлива.

В 1936 г. в соответствии с приказом Народного комиссариата путей сообщения из состава Московско-Курской железной дороги была выделена Горьковская железная дорога (в 1932 г. Нижний Новгород переименовали в Горький), а из состава Московско-Казанской – Казанская железная дорога. В 1961 г. в результате слияния Горьковской и Казанской магистралей возникла Горьковская железная дорога.

В годы Великой Отечественной войны рабочими вагонного и локомотивного депо Владимирского узла был построен бронепоезд «Феликс Дзержинский». 2 мая 1942 г. во Владимир прибыла группа военных, которые стали экипажем этого бронепоезда. Построенный, фактически, на одном энтузиазме бронепоезд, был введен в боевой строй в августе 1942 г. и успешно воевал до конца войны. «Феликс Дзержинский» участвовал в боях на Смоленщине, в Белоруссии, в Польше. Экипаж бронепоезда был расформирован летом 1946 г., а бронепоезд поставлен на запасном пути одной из украинских станций.

На машиностроительном предприятии имени Феликса Дзержинского, что расположен в Муроме, в годы войны был собран уникальный бронепоезд, носящий имя былинного героя здешних мест — «Илья Муромец». Спроектировали и создали его в 1942 г.

Сегодня паровоз стоит в качестве памятника в городе Муром, который оповещает каждого посетителя о маршруте, пройденном бронепоездом в годы войны. Это маршрут от города Горького через Москву, Беларусь, Польшу с окончательным пунктом во Франкфурте-на-Одере. Эта машина стала одной из наиболее мощных и неудержимых бронепоездов во всем мире.

Именно она разгромила в лобовой атаке бронепоезд немецкой армии под названием «Адольф Гитлер» в 1944 г. у городка Ковель. Именно она сбила 7 вражеских самолетов, 36 огневых позиций, 14 минометов и уничтожила почти 900 солдат и руководящего состава немецкой армии.

Памятник «Бронепоезд «Илья Муромец»
Автор: Д. СмирновИсточник: Муром. Памятник «Бронепоезд «Илья Муромец» / Фото Д. Смирнова // Муром : [комплект открыток]. - М. : Советская Россия, 1975.

В 60-е годы на смену старым угольным поездам пришли электропоезда. Первый электровоз прибыл из Горького во Владимир в январе 1962 г.

30 мая 1971 г. со станции Владимир в Москву отправилась первая электричка. Так – «длинная, зеленая и пахнет колбасой» шутили в советском анекдоте-загадке, соединила ежедневными рейсами на электрической тяге Владимир и Москву.

Во Владимире создан и функционирует Музей железнодорожного транспорта. Он располагается рядом с вокзалом. Посетители могут ознакомиться с образцами подвижного состава, узкоколейными грузовыми и пассажирскими вагонами. Все экспонаты размещены под открытым небом. Особое место в экспозиции занимает паровоз серии «Л». Он являлся одним из лучших паровозов советской эпохи. Экспонат был прописан в городском депо и работал на участках до Орехово, Коврова, Мурома. Был построен в 1952 г. Паровоз попал в госрезерв в 1995 г., 1 августа 1999 г. установлен в музее, как символ трудовой славы локомотивного депо Владимира. Рядом с ним позже появились антикварный семафор, грузовой вагон узкоколейки, а также мемориал в честь погибших на войне железнодорожников.

Основным направлением развития железнодорожного сообщения Владимирской области на современном этапе является организация высокоскоростного движения. В 2010 г. состоялся запуск поездов «Сапсан» из Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода; в 2013 г. открылось движение скоростного поезда «Ласточка» на участке Москва – Нижний Новгород.

Источники:

Выставка «…Колеса стучат по чугунным рельсам» [Электронный ресурс]  // Владимирская областная научная библиотека : [официальный сайт]. – Владимир, 2017. – URL: https://library.vladimir.ru/vystavki-2/vystavka-kolesa-stuchat-po-chugunnym-relsam.html (04.09.2017).

Дмитриев Ю. А. Улицы Владимира / Ю.А. Дмитриев, Н. И. Дятлова, Р. Ф. Савинова. – Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1989. – 256 с.

Днесь светло красуется : Владимир в старой открытке / [сост. В. П. Машковцев ; текст и стихи Т. П. Тимофеевой ; худож.: Ю. К. Ткачев, А. Е. Денисов]. – Владимир : Посад, 1993. – С. 140.

Энциклопедия открыток с видами городов и населенных пунктов Владимирской губернии до 1918 года / Машковцев В. П. – Владимир : [б.и.], 2011. – С. 230.

Муром. Памятник «Бронепоезд «Илья Муромец» / Фото Д. Смирнова // Муром : [комплект открыток]. – М. : Советская Россия, 1975. – 1 папка ([16] отд. л.). – (По городам Российской Федерации).

Литература о железнодорожном транспорте и сооружениях Владимирской области